“Коалиция по готовности к лечению” обратилась с открытым письмом к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Ольге Юрьевне Голодец по поводу результатов заседания Комиссии по пересмотру перечней лекарственных средств от 08.09.2016. Письмо содержит призыв принять меры для пересмотра решений Комиссии по препаратам для лечения ВИЧ-инфекции и гепатита С и принятия положительного решения по их включению в соответствующие перечни лекарственных средств на 2017 год.

Напомним, в ходе обсуждения Комиссия приняла решение об отказе во включении в перечень Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) лекарственных средств, предназначенных для лечения ВИЧ-инфекции: тенофовир/эмтрицитабин, долутегравир, маравирок, ралтегравир таблетки жевательные.

Это решение вызвало крайнее беспокойство пациентского сообщества с учетом сложной эпидемиологической обстановки по ВИЧ-инфекции и вирусным гепатитам, сложившейся в РФ.

Как отмечалось в открытом обращении[1] «Коалиции по готовности к лечению» в преддверии заседания Комиссии, препараты тенофовир/эмтрицитабин и эмтрицитабин входят в состав основной схемы лечения ВИЧ-инфекции, рекомендуемой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для начала терапии, а препарат долутегравир входит в число альтернативных схем первой линии ВОЗ. Препарат ралтегравир таблетки жевательные является опцией для лечения ВИЧ-инфекции у детей, при этом ралтегравир в форме таблеток для взрослых пациентов уже входит в состав ЖНВЛП. Учитывая специфику лечения ВИЧ-инфекции у детей, а именно большую восприимчивость детей к побочным эффектам, доступ к широкому диапазону педиатрических форм лекарственных средств является крайне важным. Включение альтернативных лекарственных форм препаратов, уже внесенных в ЖНВЛП, является сложившейся практикой (например, как в случае с препаратом ритонавир).

По мнению “Коалиции”, отсутствие в перечне ЖНВЛП указанных выше опций для лечения ВИЧ-инфекции серьезно ограничивает доступ российских граждан к полноценной терапии. По данным мониторинга, в 2015 было закуплено всего 260 курсов тенофовира/эмтрицитабина и 42 курса долутегравира[2].

Судя по обсуждению, которое транслировалось в режиме он-лайн, формальным признаком для отказа явилось отсутствие в досье вышеуказанных препаратов результатов фармакоэкономического анализа. Однако тот факт, что досье были приняты к рассмотрению Комиссией, должен свидетельствовать о том, что при подаче досье были заполнены в требуемом объеме.

Также Комиссия приняла решение об отказе от включения в перечень ОНЛС препарата цепэгинтерферон альфа-2b для лечения вирусного гепатита С (ВГС) при том, что в перечне уже присутствуют препараты класса пегилированных интереферонов пэгинтерферон альфа-2а и пэгинтерферон альфа-2b. По данным «Коалиции», цены на цепэгинтеферон в государственных закупках являются на сегодняшний момент самыми низкими в своем классе[3], и включение цепэгинтерферона альфа-2b в перечень ОНЛС позволило бы сэкономить значительное количество средств и обеспечить большее число нуждающихся больных с категорией инвалидности терапией в текущих условиях. Вместе с тем,  “Коалиция” считает важным подчеркнуть, что в будущем необходим переход к обеспечению пациентов с гепатитом С более эффективными и безопасными схемами на основе противовирусных препаратов прямого действия.

Полный текст письма:

Скачать (PDF, 384KB)

[1] https://itpc-eeca.org/2016/09/07/otkrytoe-pismo-kasatelno-peresmotra-perechnya-zhnvlp-na-2017-god/

[2] Отчет “Закупки АРВ-препаратов в 2015 году: Теория относительности. Результаты мониторинга закупок АРВ-препаратов в РФ” https://itpc-eeca.org/2016/04/28/otchet-zakupki-arv-preparatov-v-2015-godu-teoriya-otnositelnosti-rezultaty-monitoringa-zakupok-arv-preparatov-v-rf/

[3] https://itpc-eeca.org/2016/08/31/analiz-zakupok-preparatov-dlya-lecheniya-vgs-v-rf-avgust-2016/