В преддверии Всемирного дня борьбы со СПИДом «Коалиция по готовности к лечению» опубликовала отчет о закупках препаратов для лечения ВИЧ-инфекции в России в 2016 году.

По данным организации, количество закупленных в 2016 году препаратов (по состоянию на 30 ноября) рассчитано примерно на 200 000 пациентов. Согласно официальной статистике, число людей с ВИЧ на диспансерном учете в конце 2015 года составляло более 620 тысяч. Соответственно, сегодня более 400 000 человек, состоящих под диспансерным наблюдением, не получают жизненно важную терапию, и всем им уже в ближайшее время потребуются лекарства. Чтобы к 2018 году обеспечить антиретровирусной терапией 70% от числа стоящих под диспансерным наблюдением (данная цель заявлена в Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции[1]), в ближайший год необходимо будет обеспечить лечением около 450 000 человек, т.е. дополнительно около 250 000 человек. В перспективе, в соответствии с международными рекомендациями, каждый человек, живущий с ВИЧ в РФ, должен иметь возможность получать терапию.

Важно отметить, что эпидемиологическая ситуация с ВИЧ-инфекцией в России на сегодняшний день остается критической из-за стабильного роста числа новых случаев инфицирования. Широкий охват антиретровирусной терапией является одним из ключевых факторов успешного противодействия эпидемии. Научно доказано, что эффективная терапия позволяет людям с ВИЧ жить полноценной жизнью, не передавая вирус другим.

Анализ «Коалиции по готовности к лечению» по состоянию на 30 ноября показал, что практически половина бюджета РФ на закупку антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфекции тратится на три препарата – лопинавир/ритонавир (более 5 миллиардов 200 миллионов рублей), атазанавир (более 1 миллиарда 900 миллионов рублей) и ралтегравир (более 1 миллиарда 800 миллионов рублей). Всего на закупку АРВ-препаратов в 2016 году было потрачено около 20 миллиардов рублей. Цены на указанные выше препараты остаются стабильно высокими на протяжении нескольких лет. Ежегодный курс лечения лопинавиром/ритонавиром обходится государству примерно в 80 000 рублей, а ралтегравиром – более чем в 400 000 рублей.

Кроме того, вопиющей остается ситуация с препаратом тенофовир/эмтрицитабин. Несмотря на то, что этот комбинированный препарат входит в число предпочтительных схем лечения согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и ведущих обществ по изучению ВИЧ-инфекции в мире, в России он практически недоступен для пациентов. Ежегодный курс лечения данным препаратом обходится государству примерно в 150 000 рублей. Препарат не входит в перечень Жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и не закупается за средства федерального бюджета.

Все указанные выше препараты, по данным «Коалиции по готовности к лечению», находятся в России под патентной защитой. При этом лопинавир/ритонавир и тенофовир/эмтрицитабин защищены патентом как минимум до 2024 года, ралтегравир – как минимум до 2021 года. До истечения срока действия защиты компании-производители имеют монопольное право определять стратегии доступа к препаратам, в том числе ценовую политику.

В мировой практике существует несколько способов снижения цен на запатентованные лекарства с учетом сложной эпидемиологической ситуации – от прямых переговоров с производителями до выдачи добровольных и принудительных лицензий другим компаниям, которые готовы осуществлять поставки по сниженным ценам.

Учитывая кризисную ситуацию с ВИЧ-инфекций в стране, «Коалиция по готовности к лечению» призывает Министерство здравоохранения, Федеральную антимонопольную службу, Министерство промышленности и торговли и иные профильные ведомства принять срочные меры для как минимум двукратного снижения цен на перечисленные выше препараты. Этого можно достигнуть, среди прочего, путем переговоров с производителями оригинальных препаратов либо посредством выдачи лицензии другим производителям с условием соблюдения надлежащих стандартов качества. Без экстренного снижения цен на терапию остановить распространение эпидемии ВИЧ-инфекции в России в ближайшее время будет практически невозможно.

Для справки:

В 2016 году произошел обвал цены на один из ключевых препаратов для лечения ВИЧ-инфекции – тенофовир – за счет появления на рынке нескольких воспроизведенных препаратов. Цена на препарат снизилась на 95%, с 70 тысяч рублей до 3 650 за годовой курс лечения. Как итог, количество пациентов, получающих этот препарат, выросло более чем в 10 раз (с 3 709 до 37 448), при общем снижении затраченных средств на его закупку почти в два раза.

[1] http://government.ru/docs/24983/