ВИЧ и лишний вес: связь между вирусной нагрузкой и отложением жира в организме

ВИЧ и лишний вес: связь между вирусной нагрузкой и отложением жира в организме

Основной причиной накопления и неравномерного распределения жировой ткани может быть ВИЧ-инфекция или воспалительные процессы, связанные с ней, а не АРВ-препараты. Такой вывод был сделан в одном из докладов на Конференции по ретровирусам и оппортунистическим инфекциям (CROI), которая прошла в конце февраля в городе Сиэтл, США.

Несмотря на то, что ученым удалось доказать связь между потерей подкожного жира (липоатрофией) и повреждением митохондрий, к которому приводит прием некоторых АРВ-препаратов (например, ставудина, уже более не использующегося в мировой практике лечения ВИЧ), в течение почти двадцати лет так и не были установлены причины неравномерного отложения жировой ткани (липогипертрофии), которая отмечается у некоторых людей, принимающих АРВ-терапию, особенно в зоне туловища и брюшной полости.

Изначально отложения жировой ткани связывали с применением ингибиторов протеазы (ИП), но переключение с ИП на ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы (ННИОТ) или ингибиторы интегразы (ИИ) не изменило ситуацию. В одном из исследований было установлено, что у людей, принимающих атазанавир, жировые отложения накапливались быстрее, чем у людей, принимающих эфавиренз, однако четкая связь с определенным классом препаратов не была установлена. Учитывая то, что нелеченная ВИЧ-инфекция обычно приводит к потере веса, отложение жировой ткани при начале АРВ-терапии по понятным причинам связывали скорее с самой терапией, чем с ВИЧ.

В исследовании ACTG A5260s сравнивали изменения в жировой ткани конечностей, туловища, висцеральной жировой ткани (брюшной жир) и мышечной массы у 1809 наивных пациентов, ранее не принимавших АРВ-препараты, начавших терапию на основе одного из двух бустированных ИП (атазанавир или дарунавир) или ингибитора интегразы (ралтегравир) в сочетании с тенофовиром/эмтрицитабином («Трувада»).

Перед началом исследования и через 96 недель после его окончания у пациентов измерялось распределение жировой и мышечной ткани. Затем была изучена связь между схемой лечения, изначальной вирусной нагрузкой, оценена вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также проведено исследование уровня гормонов, цитокинов (пептидных информационных молекул) и маркеров воспаления: лептина (повышается при ожирении), адипонектина (понижается при ожирении), D-димера и С-реактивного белка (показатели воспаления) и цитокинов/рецепторов цитокинов IL-6, CD14 и CD163.

Демографические характеристики участников исследования были следующими: средний возраст составил около 36 лет, 90% из них были мужчинами, 44% принадлежали к европейской расе (чуть большая часть из них принимала атазанавир). Средняя вирусная нагрузка до приема АРВ-препаратов составила 34 150 копий/миллилитр, среднее количество CD4 – 351 клетка/мм3.  Те, кто принимал атазанавир, имели чуть больше жировой ткани на туловище и конечностях, показатели висцеральной жировой или мышечной ткани были такими же.

На 96 неделе у всех пациентов увеличилось количество жировой ткани на конечностях, туловище и в районе живота. Количество жировой ткани на конечностях увеличилось на 15% (20% у пациентов на ралтегравире), на туловище – на 22% (16% на атазанавире и 29% на ралтегравире) и на животе – на 31% (разница между пациентами, принимающими различные схемы АРВ-препаратов, не была статистически значимой). Мышечная масса увеличилась на 2% у пациентов, принимающих атазанавир или ралтегравир, и на 1,2% у тех, кто принимал дарунавир (это было статистичеки значимой разницей, но, скорее всего, не отражало реальной разницы между препаратами).

Увеличение количества висцерального жира было связано с низкими показателями лептина и высокими показателями адипонектина. Впрочем, вероятно, это является скорее следствием, чем причиной, так как адипонектин вырабатывается жировой тканью. Набор подкожного жира также был связан с IL-6, набором чистой мышечной массы и низким исходным уровнем CD4.

Но в наибольшей степени набор жировой ткани была связан с уровнем вирусной нагрузки. У людей с изначальной вирусной нагрузкой выше 100 000 копий было отмечено среднее увеличение количества подкожной и висцеральной жировой ткани на 25-35% вне зависимости от того, какой АРВ-препарат принимал пациент. У пациентов с изначальной вирусной нагрузкой менее 100 000 копий отложения жира увеличились менее чем на 10%, за исключением увеличения количества висцеральной жировой ткани на 14% у людей, принимавших ралтегравир.

Исследователи заявили, что набор жировой массы не обязательно был связан с улучением здоровья пациента в целом, которое происходило благодаря контролю за ВИЧ-инфекцией. «Увеличение количества брюшного жира на 30% всего за два года – это очень много. Хотя люди в целом могут набирать вес, это обычно не происходит так быстро», говорят исследователи. Даже если сделать поправку на маркеры воспаления, вирусная нагрузка все равно значительно влияет на увеличение жировой массы.

Источник

 

Неофициальный перевод статьи подготовлен при поддержке AIDS Healthcare Foundation

 

AHF_logo

 

 

2017-06-06T14:36:49+03:0017.03.2015|Новости|12 коммент.

12 коммент.

  1. Вероника 03/02/2019 в 00:03 - Ответить

    Начала терапию в сентябре 2017, весом 72,5кг. CD4-6.Сейчас мой вес 87,2кг. И я продолжаю набирать все больше.Я в ужасе.Иногда хочется просто перестать принимать лечение.

  2. Аноним 08/08/2019 в 17:51 - Ответить

    уже на 7 кг поправилась.. ужас

    • Татьяна Хан 08/08/2019 в 18:10 - Ответить

      Добрый день!
      Посмотрите, пожалуйста, публикацию “Пособие по побочным эффектам при приеме АРВ-терапии”https://itpcru.org/2019/03/23/vich-i-kachestvo-zhizni-posobie-po-pobochnym-effektam-pri-prieme-arv-terapii/, может оказаться полезным. Если после корректировки питания и добавления умеренных физических нагрузок вес продолжит расти, вам следует сказать об этом своему доктору.

      • Аноним 31/10/2020 в 20:51 - Ответить

        Начала терапию в июле 2019 весила 49кг сейчас октябрь 2020 г, уже 68кг и прибавляют, но где-то по 1кг в месяц то есть за год и три месяца на 19кг поправилась, для меня это очень много, раньше никогда такого веса не было, максимум был в 20 лет 60кг сейчас мне 33г.

        • Татьяна 01/11/2020 в 10:02 - Ответить

          Добрый день,
          Уточните, пожалуйста, какие препараты входят в вашу схему? Изменилось ли ваше питание по сравнению с год назад? Сколько примерно калорий в сутки вы потребляете?
          Благодарю.

          • Аноним 20/11/2020 в 14:56

            Здравствуйте, в мою схему входит Олитид, Регаст и Ламивудин, питание не изменилось калории не считала да и кушаю я всегда по разному, могу и раз в день по кушать, а могу и пять раз. И раньше так было, но никогда такого веса не было. Недавно взвешивалась уже 69,8!!! Спасибо большое за ответ!

          • Татьяна Хан 20/11/2020 в 15:06

            Добрый день!
            В таком случае нужно выяснить причину набора веса – начать с вашего доктора-инфекциониста, попросить у него перенаправление к специалистам. Сдать анализы, проверить гормоны – доктора вам смогут подсказать, что именно нужно сдать. Пока можно подключить спорт, чтобы держать себя в форме (что-то, что вам нравится и что будет вас радовать). Можно поэкспериментировать с составим еды – посмотреть, как организм будет себя чувствовать, если уменьшить быстрые углеводы и сладости (если они есть в рационе), добавить больше белка и овощей.
            Удачи вам!

  3. Умид 18/05/2020 в 18:07 - Ответить

    Начала терапию я весил 52 кг это было 2019 ноября месяца после приёма терапию 3 месяца это уже 2020 я весил 85 кг сейчас не знаю сколько уже вешу но набираю каждый месяц по 5 по 7 кг это нормально или нет

    • Татьяна 18/05/2020 в 20:53 - Ответить

      Добрый день, Умид!
      Вам обязательно нужна консультация с вашим доктором для выяснения причин такой быстрой и значительной прибавки в весе.

      • Аноним 25/11/2020 в 16:25 - Ответить

        Я не принимаю препорат но 2017 зарозилос вич и начала попровлятся

        • Татьяна Хан 25/11/2020 в 20:10 - Ответить

          Добрый день!
          Вам нужно как можно скорее начать принимать АРВ-терапию – для вашего же здоровья, а в процессе выяснить причину набора веса.
          Удачи,
          Татьяна

Оставить комментарий